Функциональные и дисфункциональные семьи

Семьи бывают разные. Для одних людей семья ассоциируется с радостью, поддержкой, любовью, заботой, пониманием и безопасностью, запахом бабушкиных пирожков, теплотой и нежностью материнских рук, искрометностью папиных шуток, у других людей семья вызывает негативные эмоции обиды, вины, душевной боли, тоски, разочарования, ассоциируется с криками, скандалами, унижениями, запахом алкоголя, немытыми тарелками, опасностью, одиночеством, отвержением, ненужностью, у третьих – смешанные чувства. Для одних родители, дедушки и бабушки пример и идеал для подражания, для других «я буду кем угодно, только не таким, как они». Для одних семья была поддерживающей и питательной средой, помогающей расти и развиваться, взрослеть и находить свое место в жизни, для других источником страданий, внутриличностных конфликтов, детских травм. Одни росли в функциональных семьях, другие в дисфункциональных.

Дисфункциональная семья не обязательно социально не благополучна, она не ограничивается жилищами алкоголиков, притонами наркоманов и граждан с антисоциальными наклонностями. Зачастую за вполне благополучным фасадом скрывается немало личных драм и трагедий. Хотите узнать дисфункциональные семьи изнутри, почитайте русских и зарубежных классиков, например, «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина или «Замок Броуди» Арчибальда Кронина. Здесь губительное влияние дисфункциональной семьи на отдельно взятого ее члена раскрыто во всей красе. Семья – это система и каждый ее член выполняет в ней определенную функцию.

Функциональная семья нацелена на благополучие всех ее членов, в дисфункциональной семьи благополучие одних членов достигается через страдания и неблагополучие других. Любая система нацелена на свое сохранение, не исключением является и семья. В дисфункциональной системе для сохранения ее жизнедеятельности могут пожертвовать и жизнью отдельных ее членов. Все это наглядно раскрывается в «Господах Головлевых», эпилогом которых можно было бы сделать «и не осталось никого».
По каким же признакам можно отличить функциональную семью от дисфункциональной?

  1. Способность решать проблемы. В функциональной семье проблемы осознаются, обсуждаются, рассматривается несколько вариантов решений, при необходимости собирается недостающая информация, привлекаются сторонние эксперты (врач, дефектолог, логопед, психолог, юрист, репетитор и т.п.), принимается окончательное решение, оно реализуется и оценивается полученный результат. В случае неудовлетворительного результата ищутся и реализуются другие варианты решения. В дисфункциональных семьях проблемы отрицаются, обесцениваются, вытесняются, замалчиваются, не решаются, перекладываются друг на друга, их решение бесконечно откладывается. Если совершаются какие-то действия, то зачастую хаотично, импульсивно, без анализа, оценки и доведения до успешного результата. В дисфункциональных семьях могут оставаться не замеченными даже такие очевидные проблемы, как хронический алкоголизм, наркомания, психические патологии, серьезные задержки в развитии детей и т.п. Таким образом, функциональная семья решает свои проблемы, а дисфункциональная их накапливает и тратит силы на построение внешнего фасада псевдоблагополучия.
  2. Построение коммуникации в семье. Как правило, в функциональной семье выстроена четкая, понятная всем членам схема общения. Например, если я хочу что-то от Васи я иду и общаюсь с ним напрямую, а не пытаюсь на него воздействовать через третьих и четвертых лиц. Если я недовольна поступком Васи, я также готова высказать это ему напрямую, не погружаясь в обиды, манипуляции, организации коалиций против Васи и вынашивания планов отмщения. Эмоциональное и смысловое содержание фраз согласуются друг с другом и не вступают во внутреннее противоречие. В функциональной семье есть возможность прямо заявить о своих чувствах, желаниях и потребностях, высказывать свое мнение, в дисфункциональной семье это сопряжено с унижением, осуждением, непониманием, наказанием и небезопасностью.
  3. Распределение семейных ролей. В функциональной семье роли естественным образом меняются в ходе развития самой семьи. Например, молодая супруга становится матерью, при взрослении ребенка естественным образом меняются материнские функции. Мать предоставляет подросшему ребенку больше автономии, предъявляет к нему соответствующие его возрасту требования и т.п. В дисфункциональной семье роли, как будто застывают и мало меняются. Например, мама 12 летнего подростка относится к нему также, как к младенцу, исполняя любое его желание и каприз по первому зову. А отец двоих детей ведет и чувствует себя совершенно также, как холостой. Теща, не осознает, что сын вырос и строит отдельную семью, продолжает вести себя так, как будто сын и не женат вовсе. В дисфункциональной семье также может быть путаница ролей. Например:
    • ребенок становится психологическим родителем своей инфантильной маме: утаскивает и выливает в раковину бутылки со спиртным, бесконечно утешает и поддерживает мать, пытается решить ее взрослые проблемы;
    • бабушка занимает место внуков, требуя бесконечного внимания, заботы и любви
    • сын занимает место психологического мужа рядом с матерью, всячески развлекая ее, оправдывая ее ожидания, стараясь всеми силами стать тем мужчиной, которого ей так не достает
    • жена занимает место психологической дочери рядом с мужем, конкурирует за внимание и заботу с собственными детьми, отказывается выполнять функции матери и жены.
  4. Психологические границы. В дисфункциональной семье психологические границы нарушены. Между членами семьи существует или огромная дистанция, эмоциональная холодность (живут, как соседи по коммуналке) или сверхтесное взаимодействие, когда непонятно, где заканчиваюсь я и начинается другой (например, если маме плохо, то всем плохо). Эмоциональная холодность и отсутствие доверия могут быть компенсированы за счет сверхконтроля. В функциональной семье здоровые психологические границы обеспечивают ощущение внутреннего комфорта каждого ее члена. Члены семьи могут иметь свое мнение, чувства, взгляды на жизнь, интересы и увлечения, а также чувство общности без потери себя.
  5. Семейные правила. В функциональной системе правила созданы для людей, их комфорта, благополучия и роста, они обсуждаются и корректируются. В дисфункциональной семье правила жестки, не конструктивны, иногда противоречивы, не учитывают особенностей, интересов и склонностей отдельных членов семьи.

Если Вы при прочтении статьи обнаружили в своей собственной семье признаки дисфункциональности, это не повод для огорчения, а скорее сигнал для дальнейшего исправления ситуации и дальнейшего улучшения. Дорогу осилит идущий.


Автор статьи, психолог
Олеся Иванисько


Записаться на консультацию можно: https://vk.com/id4892297.

Подписка на новости