Новое решение

При посещении детской поликлиники наблюдала я на днях следующую сценку.

Мама после физиопроцедуры одевает малыша в возрасте 1,5-2 лет.

В это время он находит на банкетке мелкую банкноту, с гордостью протягивает ее маме: «На!». И слышит в ответ:

«Зачем ты это взял? Деньги – это самое грязное в мире! Не надо их брать и трогать. И вообще, деньги – это только для взрослых».

Довольная собой, мама направляется с малышом к выходу, не осознавая, что этот маленький и незначимый эпизод, наряду с другими обыденностями, формирует у ее ребенка отношение к деньгам. Не удивлюсь, если в будущем у мальчика сформируется эмоциональное неприятие денег и как следствие, нехватка столь ценного в современных реалиях ресурса.

Я ни в коем случае не осуждаю маму. Ведь, все, что она хотела, это оградить малыша от возможности подхватить инфекцию через замусоленную купюру. Она беспокоилась о его здоровье и благополучии, но не учитывала, что дети воспринимают сказанное буквально, не понимая намеки и иносказания.

Если деньги – это самое грязное в мире, будет ли ребенок стремиться обладать ими? Если он послушный мальчик, то нет, он подсознательно будет их избегать и отказываться от того, что прямо идет в руки. Если бунтарь, то будет к ним стремиться, но пути достижения могут быть весьма не этичны.

На самом деле приведенный мною пример является наглядной демонстрацией в действии сценарного предписания по Эрику Берну (известного психолога ХХ века, основателя транзактного анализа). Когда путем запретов и разрешений, эмоциональных оценок поведения ребенка родитель формирует канву будущего жизненного сценария ребенка.

В данном случае сценарное предписание выглядит, как «Не будь активным! Пока ты не вырастешь, ты не должен…»

С подобными предписаниями я очень часто сталкиваюсь в своей практике.

Приведу пример.

Клиентка жалуется на отсутствие значимых результатов в своей жизни. Она очень деятельна, эрудированна и активна, быстро загорается и быстро остывает, много за что берется, но мало, что доводит до конца. «Все люди как люди, а я белая ворона» - сказала она на первом сеансе. «Все уже поняли и делают, а я продолжаю тупить и въезжать» - рассказывала она про очередное свое обучение.

Говорим о ее детстве. Она была активной девочкой, посещала кучу кружков. При этом практически у всех детей получалось изготовить плюшевого котика или вырезать лошадку, а у нее нет.

«Все дети как дети, а вот моя…» - любила приговаривать ее мама.

«Лучше ты ничего не делай. Я сама сделаю. У тебя ничего не получится» - добавляла она.

На языке сценарных предписаний мама транслировала дочери послания «Не будь как все» и «Не будь успешной». Как видите, девочка выросла и в точности воплотила в жизнь мамины послания.

Сразу хочу предостеречь от двух крайностей:

  • тревожных родителей от чувства вины и самобичевания за сказанное по неосторожности и недомыслию.
  • выросших детей от осуждения и обвинения родителей в собственных неудачах и неуспешности.

Ведь в формировании жизненного сценария напрямую участвует сам ребенок, от его отношения к сказанному/сделанному родителем, от его дальнейших действий и в итоге от принятого решения зависит, как сложится его жизнь. Будет он успешен или не успешен, в отношениях или одинок, беден или богат, здоров или болен.

Возьмем мою клиентку. Вместо принятого решения «Мама права. Бесполезно что-то делать, все равно у меня ничего не получится» и «Я не такая, как другие. Другие успешны, а я неудачница» она могла решить, что мама ошибается и посвятить всю жизнь погоне за рекордами, результатами и социальными успехами. А могла вообще пропускать мимо ушей все сказанное и решить «Это вообще не про меня».

В конечном итоге, что делать со своей жизнью, решаете Вы сами. И если в детстве Вами были приняты мешающие сейчас жить решения, в любой момент Вы можете принять Новое решение.


Автор статьи,
Олеся Иванисько

Записаться на консультацию можно: https://vk.com/id4892297.

Подписка на новости