О психологической зрелости

В нашей стране зрелость человека определяется исключительно достижением определенного паспортного возраста. Как только исполнилось 18 лет, гражданин РФ автоматически получает доступ ко всем полагающимся взрослому человеку правам и сопутствующим обязанностям. К сожалению, достижение человека определенного возраста вовсе не означает обретение им внутренней зрелости и самостоятельности. В архаичных культурах существовали определенные ритуалы, тяжелые испытания (инициации), пройдя которые, мальчик становился мужчиной, а девочка женщиной. Задачей подобных инициаций было отделение детей от родителей и мира детства, подготовка их к взрослой жизни. При успешном прохождении испытаний подросток считался взрослым членом общества и получал доступ к привилегиям и обязанностям взрослой жизни, например, право вступать в брачные отношения. В нашей культуре человек может не уметь приготовить себе яичницу и погладить трусы, но имеет полное право заводить детей, он может быть начисто лишен собственного мнения и позиции, но имеет право голосовать на выборах, он может быть абсолютно финансово неграмотным, но может свободно распоряжаться своим имуществом, брать кредиты.

В связи с вышесказанным напрашивается вопрос, а как понять, что передо мной действительно зрелый, психологически взрослый человек, с которым я могу вступить в деловые, партнерские, дружеские или любовные отношения, взять его на работу, порекомендовать знакомым или инфантильная незрелая личность, застрявшая между взрослым миром и миром детства?

Перелопатив интернет, однозначного ответа на данный вопрос я не нашла, поэтому буду делиться с Вами своими соображениями и мыслями на данную тему.

Психологический портрет зрелого, взрослого человека

  • способен обеспечить себя необходимой заботой и поддержкой, например, подбодрить в случае неудачи, похвалить в случае победы. Взрослый человек может позаботиться о своем физическом здоровье (питании, распорядке дня, занятиях спортом), эмоциональном и психологическом благополучии, организовать комфортные условия проживания. При необходимости, знает к кому он может обратиться за помощью и поддержкой, способен спокойно заявить другим о своих нуждах и потребностях.
  • ощущает определенную степень контроля над собой и своей жизнью. Достигается за счет умения планировать и структурировать свое время, достигать поставленных целей, расставлять приоритеты, а также умения регулировать свои эмоции, действия, признавать и исправлять свои ошибки. Взрослый человек четко скажет, чем собирается заниматься в эти выходные, на следующей неделе или через год, какие он поставил перед собой цели, как он планирует их достигать. Эмоционально зрелый человек находится в хорошем контакте с собственными эмоциями, у него всегда есть выбор обидеться или не обидеться, принять ситуацию или годами мучиться сожалениями, поддаться на манипуляцию или нет. Зрелый человек не станет делать другого ответственным за свою эмоцию или действие. Это позволяет ему сохранить контроль за своей жизнью, дает возможность выбора, а значит, увеличивает степень внутренней свободы.
    Например, на работе грубый, невоспитанный коллега, вечно делает едкие замечания, вызывающие у Вас злость, раздражение, страх или обиду. Да, Вы почувствовали себя плохо, так как он совершил определенные действия. И пока Вы будете убеждены, что не сможете почувствовать себя хорошо до тех пор, пока он не изменится, Вы будете продолжать страдать. И какой здесь выход? Признать, что это Ваше собственное чувство и Вы выбрали именно таким образом реагировать на него. А теперь Вы можете выбрать реагировать иначе.
  • В случае ошибки зрелый человек способен ее признать, извлечь ценный опыт (понять, почему не получилось, что следовало сделать иначе) и по возможности исправить. В результате, он растет и развивается, накапливает ценный опыт. В целом, человек настроен на решение проблем.
  • зрелый человек способен проявить инициативу. Например, предложить начальству идеи по масштабированию бизнеса, улучшению производственного процесса, домашним - новые способы проведения досуга и отдыха и т.п., самостоятельно приготовить новое блюдо или претворить какую-то свою новую идею в жизнь. В результате, человек открывает для себя новые возможности и способы улучшить свою жизнь.
  • зрелый человек способен самостоятельно принимать решение и делать свой собственный выбор, а также готов встретиться с последствиями своих выборов. Безусловно, он может выслушать мнение других экспертных людей, восполнить недостаток информации из достоверных источников, послушать прогнозы аналитиков, но в любом случае принимает решение сам, оценивая возможности и потенциальные риски.
  • зрелый человек способен довести свой замысел до осязаемого результата, при необходимости привлекая других людей, нанимая, делегируя часть обязанностей, сотрудничая с кем-то. У него достаточно внутренней силы, выдержки, целеустремленности, трудолюбия, веры в себя, чтобы дойти до конца, преодолеть препятствия и ограничения. У него есть внутреннее ощущение «Я смогу. Я справлюсь. У меня получится».
  • зрелый человек четко знает, кто он, свои сильные и слабые стороны (адекватная самооценка), свои желания и потребности, убеждения, ценности. Именно благодаря этому он находит свое место в этом мире (профессию, признание, устраивающие его отношения). Он обладает внутренней честностью и искренностью, способен увидеть свои недостатки и заблуждения. С другими он может себе позволить быть самим собой, говорить и действовать исходя из собственных убеждений, желаний и ценностей. Грубо говоря, ворона четко знает, что она ворона, принимает это, как данность, не пытается убедить себя и других, в том, что она корова и не тратит свою жизнь в тщетных попытках есть траву и давать молоко.
  • зрелый человек способен на глубокие, интимные отношения. Он способен вступить в истинную близость с другим человеком и при этом не потерять себя, это становится возможным при наличии устойчивых личностных границ (способность сказать «Да» нужному, полезному, желательному в нашей жизни и способность сказать «Нет» всему лишнему, ненужному, опасному, вредящему, а также признание подобной возможности у других людей). Он способен видеть партнера целостно, включая сильные и слабые стороны. Он готов к созданию семьи и воспитанию детей. Готов выполнить взятые на себя обязательства. Ему есть, что дать другим и чем поделиться (знаниями, опытом, чувствами и т.п.).
  • зрелый человек способен к саморазвитию и самотрансформации. Он ставит перед собой новые задачи, в результате их достижения нарабатывает новые навыки и опыт. В результате он становится способен справляться с тем, что было недостижимо раньше. Он сам выбирает, куда ему идти дальше и что развивать в себе, он способен самостоятельно оценить происходящие в нем изменения, может не только выбрать развивающую среду, но и сам создать ее.

Психологический портрет незрелого, инфантильного человека

  • нуждается в постоянной поддержке, помощи других людей, не способен самостоятельно удовлетворить свои потребности. Такой человек будет питаться сухомяткой и перекусами, жить в грязи и беспорядке, страдать от того, что не оценили, не услышали, не поддержали, не восхитились, но не сделает ничего, чтобы реально улучшить свою жизнь. Это, разумеется, должны делать другие: родители, супруги, дети, друзья, правительство, социальные работники, начальство и т.п.
  • не ощущает, что контролирует события и течение собственной жизни. Похож на человека в лодке без весел, руля и паруса. Может нуждаться в человеке, который придет и упорядочит его жизнь, покажет куда идти и как жить, или напротив, всячески отстаивать собственную свободу и независимость по принципу «борьба ради борьбы», но реальных целей и ориентиров не иметь (если такого человека оставить в покое, он будет в полной растерянности, так как не будет знать, что делать и куда двигаться дальше). Может не знать, что будет делать сегодняшним вечером, нет планов и целей, долгосрочных целенаправленных действий по их достижению, а значит и значимых результатов. Куча хронических проблем, которые никто и не собирается решать. В том, что происходит в его жизни виноваты другие. Кто-то его расстроил, и он теперь не может работать, думать, действовать.
  • В случае ошибки, он ее всячески отрицает, не замечает, сваливает на другого. В результате, не нарабатывает новых навыков и знаний, не приобретает ценного опыта, не растет и не развивается. Поведение направлено не на анализ и исправление ошибки, а на снятие с себя полной ответственности, уход от негативных чувств, отказ от поиска решения.
  • инфантильный человек пассивен и безынициативен. Он ждет указаний, наставлений и готовых советов, ему нужен неусыпный контроль, бесконечные напоминания. Он не способен развлечь себя сам, он застыл в вечном ожидании, что кто-то придет и улучшит его жизнь, решит за него все проблемы, сделает его богатым и счастливым.
  • инфантильный человек избегает, оттягивает принятия решений, хочет, чтобы за него их сделал кто-то другой, боится последствий своих выборов и не готов иметь с ними дело, он погрязает в вечных сомнениях, колебаниях и т.п.
  • инфантильный человек не способен самостоятельно реализовать собственные мечты, устремления и цели. Он заточен под воплощение в жизнь желаний других (родителей, начальника, супруга и т.п.). Действует стереотипно, автоматически, ждет помощи и указаний, малейшее препятствие может его полностью дезориентировать, очень подвержен влиянию среды (например, захотел похудеть, пришел на работу, коллеги едят тортик, съел с ними за компанию).
  • инфантильный человек находится в вечных поисках себя и своего места под солнцем, ведь он не знает, какой он настоящий. Не найдя себя, он становится вместилищем хранения и реализации программ других людей (родителей, супруга, общества, коллектива). Он проживает чужую жизнь, носит чуждые маски и роли, говорит не то, что действительно хочет, действует вопреки своей собственной природе.
  • не способен на создание глубоких и равноценных партнерских отношений. Не найдя себя, инфантильный человек не способен к встрече с другим. Он будет склонен заводить зависимые отношения с партнером, в котором будет видеть опекающую и заботящуюся фигуру, удовлетворяющую все его нужды и потребности, или искать безответственных, легких, необременительных отношений для игр, досуга и развлечений и убежит при первой же возникшей трудности. Он также может усилено играть роль взрослого и компетентного человека, рассказывать Вам про свои связи, грандиозные планы и радужные перспективы, но при ближайшем рассмотрении окажется лишь ребенком, нацепившим папин пиджак и галстук. Он может быть ярым борцом за светлое и вечное, говорить вдохновенные и пламенные речи, а на поверку оказаться трехлетним малышом, протестующим против всех и вся.
  • не готов к семье и детям. Детей рассматривает, как обузу, средство манипуляции, игрушку. Может на собственных детей переложить родительские функции (бытовые обязанности, воспитание младших детей, делиться с ними собственными сложностями, требовать от детей поддержки, заботы, привлекать к решению взрослых вопросов (например, разводиться мне с вашим отцом или нет, рожать ли мне еще одного ребенка, уходить ли с работы и т.п.)). Предпочитает находиться в позиции берущего, ему все должны и все обязаны.
  • инфантильному человеку для развития и роста нужно создавать соответствующие условия, уговаривать, убеждать, направлять. Он искреннее может обижаться на начальника, почему он не посылал его на дополнительное обучение, не подбирал разнообразные и интересные задания, не восхищался его успехами, не помогал корректировать недостатки. Предъявлять претензии к супругу и родственникам, почему они не взяли его за руку и не вели к его собственным целям (например, не выводили на утренние пробежки, не готовили вкусную полезную пищу, не считали за него калории). Вместо того, чтобы реально что-то сделать и начать менять свою жизнь, инфантильный человек найдет тысячу отговорок и оправданий, почему он не может это сейчас сделать.

Итак, приведенные мною описание Вы можете использовать для самодиагностики, чтобы лучше понимать направления собственного развития, или для диагностики других людей, с которыми планируете создавать отношения.

Если Вы обнаружили у себя некоторые из качеств незрелой личности – не расстраивайтесь. Вы можете начать работать над собой самостоятельно и развивать недостающие навыки или, при желании, записаться ко мне на курс консультаций. Ведь по сути, психологическая работа, вне зависимости от заявленной проблемы, направлена именно на внутреннее взросление и обретение психологической зрелости.

Безусловно, данный мной список качеств далеко не полон, его можно обновлять, дополнять и корректировать. Буду благодарна, если Вы поделитесь своими соображениями и мыслями по этому поводу, сообщите свои критерии внутренней зрелости/незрелости.

Можете сделать это, написав мне в ЛС ВКонтакте http://vk.com/id4892297.


Автор статьи,
Олеся Иванисько

Подписка на новости